7 вредных советов для ролевой игры

Рассказывать о том, как правильно играть в ролевые игры — моветон. У каждого может быть свое видение нашего общего хобби и свои методы. Поэтому сейчас я постараюсь рассказать о том, как НЕ стоит играть в ролевые игры — все же, несмотря на разность подходов, есть несколько общих, ключевых принципов, игнорирование которых практически гарантированно подарит плохие впечатления от игры.

В общем, вот несколько вещей, которые по моему мнению стоит помнить каждому мастеру и игроку:

1. Не уважайте друг друга

Наплюйте на всех и играйте так, чтобы максимально получить удовольствие. Кто-то недоволен? Пусть идет Лихолесьем!

Серьезно. Всегда помните, что мастер и игроки — это такие же люди как и вы. Они потратили на ваше общее занятие свое время, свои усилия, и вправе получить за это толику удовольствия, ради которого вы собрались. Если вам неприятно находиться с кем-то за одним столом/в одной игре — не пересиливайте себя. И если вы видите, что кому-то некомфортно играть с вами, — не мучайте этого человека. Не бойтесь отказываться от игр с отдельными людьми.

Как делать не надо. Вы очень хотите поиграть в игру, но знаете, что там будет ваша бывшая, с которой вы не в лучших отношениях. Но все равно приходите туда и выясняете отношения, или начинаете сознательно портить игру друг другу.

Как можно сделать. Вы знаете, что на игре будет ваш бывший, с которым вы не в ладах. Поэтому заранее обсуждаете с мастером и другими игроками этот вопрос и решаете с ними, если уж друг с другом не можете договориться, кого бы они хотели видеть в этой игре.

федора
Имейте увожение.

2. Самоутверждайтесь в ролевой игре

Все знают, что ролевые игры нужны, чтобы показать, кто тут самый умный, хитрый, крутой и ролевой. И вы знаете, кто именно.

Серьезно. Вы собрались здесь для того, чтобы поиграть и получить удовольствие. Но не надо получать это удовольствие за счет других людей. Мастер чего-то не знает, путается в правилах? Скажите ему об этом вежливо и аккуратно, а не гнобите его. Игрок совершает очевидно глупую ошибку? Переспросите его и уточните. Не надо ломать мастерские рельсы, если вы их заметили, просто ради того, чтобы сломать. Не надо ломать идею игрока просто ради того, чтобы заткнуть его.

Как делать не надо. Ситуация первая. Игрок начинает устраивать карнавал. Например, не особо мощный до эпической дури варвар в королевском дворце решает поугрожать королю и помахать мечом при куче стражи и придворных. Мастер решает просто наказать игрока, убив его персонажа. Вроде бы поступил абсолютно логично, но… Для одного из участников игра закончилась, хотя он мог ожидать совсем другого.

Как можно сделать. Ситуация та же самая. Мастер спрашивает у игрока, каковы мотивы его поступков, осознает ли он их последствия, которые очевидны даже для тупого варвара. Если да, и игрок сознательно хочет, чтобы его персонаж умер — пожалуйста. Если нет — пусть подумает еще разок.

Как делать не надо. Ситуация вторая. Мастер — новичок и еще не слишком хорошо разбирается в системе. Пользуясь его доверчивостью, игрок начинает манипулировать правилами и всячески эксплуатировать незнание игры мастером.

Как можно сделать. Та же ситуация. Игрок вежливо указывает мастеру на его ошибки и говорит, что ему следует подучить и где об этом узнать, при этом сознательно не использует открывающиеся перед собой возможности для абьюза.

cyanide and happiness
Так самоутверждаться тоже не надо.

3. Отыгрыш — важнее удовольствия других игроков

Воруй, убивай, не забывай про гусей. И держи наготове мантру: «это же не я такой, это у меня персонаж такой, он не мог иначе!»

Серьезно. Конечно, удовольствие игроков важнее отыгрыша. Достаточно распространенное явление, когда откровенно нехорошие поступки игроков начинают оправдывать моралью персонажа. Обворовывание партии, прирезание спящих во сне — все это мешает получению удовольствия от игры и не наполняет ее интересными для всех и каждого кроме одного человека моментами. И хуже всего, когда любые вредящие получению удовольствия действия начинают подленько оправдывать тем, что это персонаж такой уродился.

Как делать не надо. Персонаж Васи — закоренелый убийца, который терпеть не может паладинов. Персонаж Пети — паладин, который не подозревает о сущности Васи или просто доверяет ему. Когда наступает ночь, персонаж Васи убивает персонажа Пети во сне. Ничего интересного не произошло, но впечатления от игры у Пети испорчены в принципе, зато Вася самоутвердился, ещё и сделал всё «по логике мира».

Как можно сделать. Та же ситуация. Вася решает, что было бы интересно обыграть этот конфликт так, чтобы во-первых — персонаж Пети понял, за что и почему его ненавидят и вынес из этого урок на всю жизнь, а во-вторых, чтобы создать интересный момент в игре. Персонаж Пети просыпается привязанным к дереву, а к нему подбираются голодные гоблины. Персонаж Васи рассказывает ему причины своей ненависти, попутно спасая персонажа Пети от гоблинов и делая того обязанным ему жизнью.

Дисклеймер. Это не значит, что конфликты должны отсутствовать, а вреда друг другу персонажи не должны наносить в принципе. Нет. Просто конфликты должны быть интересны каждому игроку, а не одному. Особенно в ущерб удовольствию от игры для остальных.

murderhobo
Роль бомжа-убийцы — типичный пример отыгрыша, мешающего удовольствию.

4. Не согласовывайте ожидания

Приходите на игру, не читая вводную и не обсуждая с остальными: это их проблемы, что они пришли на киберперестрелку с эльфийской зубочисткой.

Серьезно. Если вы хотите поиграть в детектив, а кто-то другой — в боевик, а третий — в романтическую драму, то, конечно, все это можно совместить, но не обязательно, что получится хорошо и так, чтобы понравилось всем и каждому. Куда лучше заранее оговорить принципы игры, ее жанр, взаимоотношения между персонажами и миром, чтобы избежать разницы в ожиданиях.

Как не надо делать. Вася приходит на детективную игру, создавая при этом персонажа-бойца, которому не интересны расследования в принципе. Вася всю игру не может приткнуть своего персонажа и уходит расстроенным. Мастер тоже расстроен, потому что Вася был бесполезным балластом и ничего не сделал за всю игру.

Как можно сделать. Вася не приходит на детективную игру, если хочет поиграть в боевик соответствующим персонажем. Или заранее обсуждает все с мастером так, чтобы всем было приятно.

5. Игрок и персонаж — одно и тоже

Если вы задумали играть могучим техномантом, самое время вживить себе пару электросхем и выучить строение процессора. И пусть не приходят на игру без микрочипа в черепе!

Серьезно. Игрок и персонаж — разные люди, с разными навыками и способностями. И требовать наличия в жизни навыков соблазнения или медицинской помощи для успешного их применения в игре, моветон. Да, я считаю что хорошо, если игрок может это красиво и достоверно описать. Но если не может — ничего плохого в этом нет. В конце концов, мы часто играем в ролевые игры, именно чтобы побыть тем, кем не является. И как игрок может знать больше, чем персонаж, так и персонаж может знать и уметь больше, чем игрок.

Как не надо делать. Персонаж Васи хочет помочь раненому товарищу, у него есть навык медика. Но мастер заявляет, что Вася должен описать, как именно он обрабатывает рану и перевязывает её. Вася описывает как может, но он прогуливал ОБЖ в школе, и мастер решает, что раненому товарищу от такой помощи стало только хуже.

Как можно сделать. Ситуация та же самая, только в следующем боевом эпизоде Вася наглядно показывает на мастере, как именно его персонаж наносит удары, в какие части тела, и с какой скоростью и силой (это шутка, не надо так делать).

игроки и персонажи (geekster.ru)
Мы все играем роли. И это не обязательно мы сами
 

6. Бессмертие — вот что я люблю

«Да, это опасно, зато сколько экспы!» Делайте, что угодно, это же всего лишь персонаж!

Серьезно. Нет ничего хуже для погружения в игру, чем полный отрыв игрока от своего персонажа и ощущение безопасности происходящего. Может быть, вам как игроку и вам как мастеру от смерти персонажа ни холодно, ни жарко, но вот самим персонажам, как, в какой-то мере, живым существам или хотя бы их симулякрами, все-таки не хочется в большинстве случаев умирать. Поэтому не стоит злоупотреблять такой вещью, как сюжетная броня. Чрезмерная смертность или чрезмерная осторожность, мешающие интересному развитию игры, конечно же, тоже плохо. Мастерам тоже стоит помнить, что все NPC – тоже живые и тоже хотят жить.

Как не надо делать. Вы знаете, что с вами ничего плохого не случится, и думаете, что с вашим персонажем тоже. Все проблемы забрасываются кубами, а их последствия игнорируются. Если мастер добрый — то вам все сходит с рук. Если злой, то вы просто начинаете все сначала новым персонажем. В конце концов кому-то это надоест и достаточно быстро.

Как можно сделать. Вы просто помните, что ваш персонаж — живой. И смерть (в большинстве случаев) вряд ли входит в его прямые планы.

слабоумие и отвага
Не надо так.

7. Последнее, но главное.

Тут что, еще и говорить надо?! А может и обсуждать придется?

Серьезно. Говорите. Словами. Через. Рот. Словами через рот — универсальный способ решения множества проблем в настольных ролевых играх и взаимодействии между игроками. Вам не нравится поведение одного из игроков за столом и вы чувствуете себя дискомфортно? Скажите об этом. Вам кажется, что мастер делает что-то странное с сюжетом и вашим персонажем? Уточните. Скажите. Не молчите и не высказывайте все потом. Очень часто оказывается, что вы просто по-разному понимали одну и ту же ситуацию, или же просто привыкли к разным подходам. Совсем не обязательно человек ведет себя плохо, потому что хочет это сделать. Примеры здесь, я думаю, излишни.